что такое spac

Что такое SPAC?

Мировой рынок отличается гибкостью и быстрой реакцией на изменяющиеся обстоятельства. Это касается всех сфер, включая размещение и торговлю на биржах. Традиционно для этого используется IPO, однако на смену этой системе приходит SPAC. Этот инструмент был создан достаточно давно, хотя популярность он начал набирать только в последние годы. Что такое SPAC, в чем его особенности, как заработать с его помощью – разбираемся с этими и другими вопросами.

Зачем нужен SPAC?

Если начать с названия, то следует отметить, что SPAC является аббревиатурой, которую можно расшифровать как special-purpose acquisition company. Простыми словами это обозначает специальную компанию, главная цель которой – выведение другой частной компании на биржу путем слияния или поглощения.

SPAC – публичная организация, которая не имеет активов или репутации. Однако у нее есть акции, которые можно купить. На момент привлечения инвесторов за этими акциями ничего не стоит, поэтому SPAC часто называют компаниями-пустышками. Однако в перспективе участие в подобном проекте может принести неплохие дивиденды, что подтверждает статистика последних лет.

Немного цифр:

  • По итогам 2020 года, с помощью SPAC на биржу вышло 248 компаний, тогда как за один месяц 2021 года число таких компаний уже достигло 118.
  • Одним из рекордов 2020 года стала сумма $1,1 млрд., которые удалось собрать компании Churchill Capital. Новый рекорд установила компания Билла Экмана, которому удалось привлечь в SPAC инвестиции на сумму $4 млрд.
  • В 2019 году общая сумма инвестиций в SPAC-компании была $13,6 млрд., тогда как в 2020 году она превысила $40 млрд.

Особенности SPAC-компаний

Мы уже выяснили, что SPAC-компания создается спонсорами для дальнейшего слияния с действующей частной компанией и выведения ее на биржу. Чтобы это стало возможным, спонсоры запускают рекламную кампанию и привлекают инвесторов. Если все пройдет удачно, в выигрыше остаются все. Спонсоры получают свою долю акций компании, инвесторы зарабатывают на продаже акций, частная компания получает быстрый выход на биржу.

Деятельность SPAC регулируется американской Комиссией по ценным бумагам, поэтому для таких компаний существуют четко прописанные правила:

  1. На слияние с частной компанией SPAC имеет не больше 24 месяцев. Если за этот период слияния не произошло, SPAC прекращает свое существование, а все привлеченные средства возвращаются инвесторам.
  2. До момента заключения сделки по слиянию все инвестиции хранятся на специальном счету (эскроу-счет), что исключает возможность траты этих денег на личные цели менеджмента (спонсоров SPAC).
  3. Для слияния или поглощения частной компании SPAC тратит не менее 80% денег, вложенных инвесторами.
  4. После слияния происходит конвертация ценных бумаг в пропорции 1:1, а название компании может быть изменено на любое другое.
  5. Акции SPAC продаются по фиксированной цене в $10 и называются «blank check» (пустой чек).

SPAC или IPO – в чем разница

Любая частная компания может выйти на биржу с помощью процедуры IPO. Однако тенденции последних лет показывают, что SPAC становится более интересным и выгодным инструментом. Эксперты выделяют три основных причины:

  1. Время. Для подготовки к IPO компании может понадобиться несколько лет, тогда как выход на биржу через SPAC занимает 3-4 месяца.
  2. Деньги. Для проведения IPO нужны дополнительные средства, которые идут на зарплату банкирам, оплату рекламной кампании, покрытие комиссий, процентов, бонусов. Кроме того, система IPO не позволяет компании определять стоимость акций, этим занимаются потенциальные инвесторы. Взаимодействие со SPAC – шанс забыть об этих нюансах.
  3. Инвестиции. Выход компании на биржу через SPAC оставляет ей возможность привлекать дополнительные инвестиции и вкладывать полученные средства в свое развитие.

Таким образом, с помощью SPAC частная компания становится публичной на более выгодных для себя условиях, что не может не влиять на рост популярности данного инструмента.

Дополнительные преимущества SPAC

Кроме перечисленных причин увеличения интереса к SPAC-компаниям, эксперты называют еще несколько важных факторов:

  • Для заключения сделки необходимо получить одобрение акционеров, что повышает шанс договориться о максимально выгодных условиях взаимодействия.
  • Бонус для учредителей SPAC – получение 20% акций компании, с которой происходит слияние. Таким образом, при удачной сделке рекламная кампания окупается в разы.
  • Преимущество для частной компании – возможность выйти на биржу через так называемый «черный ход» со значительной экономией времени и денег.
  • Покупая акции SPAC, инвесторы получают варранты – документ, который гарантирует возможность купить дополнительные акции новой компании по заранее оговоренной стоимости.

Поговорим о рисках

Компания-пустышка – характеристика, которая не внушает доверия большинству потенциальных инвесторов. Поэтому популярность SPAC растет не так быстро, как могла бы. Между тем, среди всех участников подобных сделок инвесторы оказываются наиболее защищенными, чего не скажешь о спонсорах (основателях SPAC).

Для привлечения инвестиций спонсоры SPAC-компании вкладывают свои средства, которые идут на раскрутку проекта. Если за 2 года им не удается найти подходящую частную компанию и заключить выгодную сделку, рекламные деньги они теряют. При этом инвесторы получают вложенные средства обратно в полном объеме. Единственный риск для них заключается в недополученной прибыли, поскольку за 2 года они могли получить процент с денег, вложенных в SPAC.

Существует и другой риск – неудачная сделка. Как правило, после объявления о слиянии с частной компанией стоимость акций SPAC начинает расти. Продолжается это в течение нескольких дней, после чего цена акций новоиспеченной компании регламентируется множеством факторов. Если сделка была удачной, инвесторы могут продать свои акции дороже, чем купили. Однако нередко случается так, что после слияния стоимость ценных бумаг снижается, что приводит к финансовым потерям не только у спонсоров, но и у инвесторов.

Отметим, что созданием SPAC-компаний чаще всего занимаются известные финансисты, поэтому инвесторы могут ориентироваться на репутацию команды, которая ведет проект. Кроме того, эксперты рекомендуют следить за деятельностью SPAC и не упустить момент, когда следует продать акции и не дожидаться заключения сделки. Как правило, речь идет о ситуациях, когда до конца двухлетнего периода остается слишком мало времени, что говорит о невозможности SPAC заключить сделку с подходящей компанией.