Сбор базы email контактов

Сбор базы e-mail адресов — это первое и наиболее важное действие для данного вида маркетинга. Очевидно, что без качественной базы подписчиков рассылать предложения попросту некому. Покупка баз адресов давно уже потеряла свой смысл, так как там содержатся либо несуществующие, либо нерелевантные адреса. Гораздо важнее рассылать торговые предложения людям, которые знают компанию и знакомы с ее товаром или услугами, или интересовались чем-то подобным. Прибыль от таких рассылок обеспечена.

Сбор базы: основные инструменты

Адреса пользователей стоит собирать самостоятельно по нескольким причинам, основная из которых – лояльность пользователей. Основные преимущества формирования собственной базы:

  • юридическая чистота действий;
  • минимальное количество жалоб на спам;
  • высокая конверсия рассылок в продажи;
  • возможность получать обратную связь от пользователей;
  • возможность сегментировать базу по индивидуальным характеристикам.

При этом сбор базы адресов – это довольно трудоемкое и долгое занятие, что является минусом. Но этот минус легко перекрывается другими преимуществами.

Существует множество способов и приемов набора подписчиков. Прежде всего это такие инструменты:

  • создание посадочных страниц с предложением подписки и лид-магнитом;
  • размещение формы подписки на обычных страницах сайта;
  • размещение формы подписки в виде всплывающего окна;
  • приглашение на подписку в онлайн-чате;
  • публикация приглашений на подписку в социальных сетях;
  • размещение формы подписки на партнерских сайтах;
  • бонус клиентам за приглашение друзей;
  • подписка клиентов при заказах.

Приглашать на подписку может размещаться не только на сайте, но и на других ресурсах:

  • социальных сетях;
  • группах в мессенджерах;
  • партнерских сайтах;
  • на оффлайн-носителях в виде QR-кода;
  • заполнение обычных бумажных анкет пользователями.

Основные моменты при сборе базы

Важно помнить, что люди крайне осторожно относятся к различного рода подпискам, распространению своих личных данных в сетях. Поэтому для подписки их необходимо мотивировать, а сама форма подписки должна вызывать доверие и положительные эмоции.

Доверие пользователей

Доверие вызывают:

  • аккуратно оформленная форма;
  • приветливая фотография девушки;
  • оригинальные мультяшные персонажи;
  • брендированная форма;
  • наличие галочки согласия на обработку персональных данных и самого согласия;
  • анонс графика рассылок: раз в месяц, раз в квартал;
  • наличие проверочного письма на почту по технологии Double Opt In;
  • отсутствие орфографических ошибок.

Неаккуратно оформленные формы, которые растягиваются на экран или где есть деформированные фотографии порождают крайнее недоверие у пользователей. Многие сегодня подкованы в юридических тонкостях и весьма внимательно относятся к таким моментам, как контакты компании, информация о юридическом лице и соглашение о персональных данных. Поэтому все эти данные должны присутствовать на сайте.

Способы мотивации

Большинство людей крайне неохотно оставляют свои данные на сайтах в интернете. Кроме того, это лишнее действие для пользователя, которое ему выполнять неинтересно. Чтобы человек сделал такое усилие, он должен четко понимать свою выгоду от передачи адреса почты:

  • получение лид-магнита или бонуса за подписку;
  • подписка на качественный, актуальный и регулярно обновляемый контент на сайте;
  • обязательное поле в форме заказа товара или услуги.

Важно! Лид-магнит или контент в свободном доступе, который регулярно обновляется, должен иметь реальную ценность в глазах человека. Это должна быть какая-либо полезная информация, которую нельзя получить из других источников.

Сегментация базы

Когда начинается сбор базы, обычно существует только один список рассылки с небольшим количеством адресом. Кажется, что структурировать и разбивать на несколько списков рассылки базу в 20 адресов нет смысла. Однако, смысл в этом есть. Рост базы – процесс неизбежный, так весь процесс e-mail маркетинга основан на этом. Но когда в базе будет больше 1000 адресов, то базу придется сегментировать. Но при этом это сделать будет довольно трудно, так как адреса не будут иметь необходимых меток, тегов, и других атрибутов, по которым их можно было бы систематизировать. Именно по этой причине начинать сегментацию базы необходимо с самого первого подписчика.

Причины, по которым необходимо составлять отдельные списки рассылок:

  • возможность рассылать письма, индивидуализированные по интересам, праздникам, предпочтениям;
  • контент каждого письма становится более интересным и полезным для клиента;
  • уменьшение количество отписок или жалоб на спам;
  • повышение лояльности пользователей;
  • повышение количества активных действий после рассылки: переходов на сайт, продаж;
  • отсутствие негатива со стороны клиентов из-за неинтересных писем.

Для сравнения количество открытий писем по общей базе может составлять 10-20%, количество переходов на сайт — 3-5%, количество продаж до 1%. Если же строго сегментировать письма, то количество открытий может вырасти до 70%, переходов на сайт — до 50%, а количество продаж до 20%.

Кроме того, сегментация базы позволит избежать казусов. Мужчинам не будут приходить поздравления с 8 Марта и предложения купить элитную косметику для нежной кожи и роста волос и ресниц, а женщины не будут получать открытки к 23 Февраля и призывы купить высокотехнологичные кувалды. Как бы это ни было смешно, но многих такие казусы раздражают.

Способы создания разных списков рассылки и структурирования базы

Сегментировать подписчиков в базе можно по разным данным. В первую очередь это основные данные:

  • пол: мужчины/женщины;
  • локация: Москва/Санкт-Петербург/Регионы;
  • предпочтения: основные виды покупок;
  • частота заказов: недавние заказы/не делал заказ более месяца/не делал заказ более полугода.

Сегментировать подписчиков можно и по другим индивидуальным предпочтениям: виду контента, который их интересует, возрасту, интересам. Крупные базы можно даже разбивать по дням рождения – в году их не более 365 дней, поэтому если в базе содержится 10 000 или 50 000 адресов, то имеет смысл каждую неделю рассылать скидку именинникам. Ведь каждый на день рождения хочет побаловать себя подарочком, а многим дарят деньги, чтобы они их могли сами купить себе нужные вещи. Комплиментарное письмо с поздравлением и скидкой будет очень кстати.

Чтобы узнать такие подробности, о клиентах существует множество способов:

Рассылки с вопросами. В рассылку можно запрограммировать несколько ответов. Большинство сервисов рассылки имеют встроенную технологию отслеживания переходов по конкретным ссылкам. Через это можно автоматически собрать данные о пользователях:

  • отслеживание заказов пользователей;
  • размещение разных форм подписки на страницах с различным контентом;
  • демонстрация разных форм подписки или страниц сайта для людей из разных регионов;
  • отслеживание региона человека по IP-адресу.

По собранным данным можно создать несколько списков адресов или назначить им необходимые теги. Часть этих действий приходится делать вручную, поэтому это необходимо делать регулярно, ежедневно обрабатывая не более одного-двух десятков адресов.

Публикация нескольких форм подписки для разных списков адресов поможет автоматизировать этот процесс. Но здесь есть и свой минус: если человек подписался через несколько форм, ему может прийти затем и несколько рассылок. Чтобы избежать этой ситуации, многие сервисы рассылок добавляют опцию – поставить ограничение по времени на отправку писем на один адрес.

Юридические аспекты

Нынешнее законодательство строго следит за использованием персональных данных пользователей. Персональными данными считается любая информация, по которой человека можно идентифицировать:

  • фамилия и имя;
  • E-mail;
  • мобильный телефон;
  • паспортные данные;
  • номер автомобиля.

Важно! Имя не является персональными данными, так как по одному имени идентифицировать человека невозможно.

Использование персональных данных регулируется законом № 152-ФЗ, который гласит, что:

  • собирать данные можно только с согласия человека;
  • при сборе данных должны быть четко указаны цели сбора, способ хранения и использования;
  • передача данных третьим лицам разрешена только с согласия пользователя;
  • если пользователь настаивает на прекращение использовании его данных, то они должны быть уничтожены из базы.

Все эти моменты отражаются в обычном соглашении об использовании персональных данных, которое при подписке на рассылку или при заказе клиент должен подтвердить. Это обеспечивает легитимность использования персональных данных. Незаконное использование данных карается штрафами:

  • отсутствие соглашение на обработку персональных данных — до 30 000 рублей;
  • нарушение правил сбора и хранения — до 50 000 рублей;
  • обработка данных без согласия человека — до 75 000 рублей.

Получить такое согласие довольно просто — достаточно лишь опубликовать его на сайте и при подписке оставить поле с галочкой-согласием и ссылкой на этот документ.

Чистота базы подписчиков

Конверсия рассылок также зависит от качества адресов. Для соблюдения чистоты базы применяются три основных способа:

  • верификация адресов при подписке;
  • верификация адресов через сервис рассылки;
  • чистка базы от старых, недействующих адресов.

Проверка адресов при подписке через технологию Double Opt In, когда клиенту на почту отправляется письмо со ссылкой, нажимая которую он активирует подписку. Таким образом он подтверждает владение почтовым ящиком. Это исключает попадания в базу чужих адресов, общих адресов компаний и подписки со стороны спам-роботов. Минус технологии в том, что требуется дополнительное действие от пользователя, что снижает количество подписчиков. К тому же нередко письма со ссылкой попадают в спам.

Простая технология Single Opt In или подписка через одно действие существенно упрощает процессы. Человеку лишь требуется ввести адрес своей электронной почты. Но здесь существует риск попадания в базу чужих или несуществующих адресов, что существенно будет снижать качество рассылок.

Помимо сбора адресов, важно следить за чистотой базы и в процессе ее использования. Пользователи бросают адреса, забывают о них или вообще удаляют. А в базе они остаются, и в результате письма уходят в никуда. Кроме того, они занимают место в базе, на работу с ними приходится тратить время. Когда база насчитывает 10 000 адресов, то даже 10% неверных данных становится существенной цифрой.

Важно! Рассылка по спискам с большим количеством недействительных адресов классифицируется почтовыми сервисами как спам. Это значит, что к рассылке могут быть применены санкции, и обычные клиенты также не получат долгожданные письма о скидках.

Многие рассылочные сервисы предлагают специальную услугу — валидацию адресов или проверки их на существование. Вручную чистить базу можно и от подписчиков, которые несколько лет не открывали письма. Эти действия помогут сделать рассылки более эффективными и избежать санкций почтовых сервисов.