Создание сценария для ролика YouTube

Сценарий необходим для создания любого ролика на YouTube, даже для самого короткого. Он помогает рассчитать хронометраж, распределить всю информацию по времени и расставить необходимые акценты. Также создание сценария позволяет проработать оригинальную подачу материала, интересные шутки и заранее найти полезную для пользователей информацию. Благодаря этому ролик станет по-настоящему конкурентно способным и сможет с легкостью завоевать внимание зрителей.

Основные этапы разработки сценария

Разработка сценария для обычного YouTube ролика ничем не отличает от написания профессионального варианта для рекламного или кинопроизведения. Единственное отличие здесь то, что последнюю работу делают профессионалы, которые получали для этого специальное образование. Однако, после получения определенных навыков, любой человек сможет создавать подобные работы.

Этапы разработки сценария:

  • создание общей концепции: основного посыла, цели ролика;
  • создание общего плана из трех частей: завязка, нагнетание обстановки и кульминации, развязки;
  • расчет хронометража;
  • подбор информации;
  • проработка ситуаций и создание диалогов, согласно хронометражу;
  • проработка отдельных дополнительных частей: шуток, анонсов других роликов, плана расстановки интерактивных подсказок;
  • создание дополнительных элементов: инфографики, заставок;
  • проработка локации, внешнего вида героев, реквизита в кадре;
  • подбор музыкального сопровождения.

Сначала необходимо продумать жанр ролика. Это может быть развлекательное видео с большим количеством шуток, забавным видеорядом или набором фотографий. Также это может быть информационный ролик: обзор гаджета или косметики. Или видео может чему-то обучать, например, как самому дома сделать табурет.

После этого важно продумать основную проблему или вопрос зрителя, это же станет основной мыслью ролика. Она должна содержаться в любом ролике, даже в развлекательном. Например, подборка смешных видео и фото, как девушки красят губы. Основной мыслью здесь будет как красить губы так, чтобы насмешить всех вокруг. Очевидно, что в этой мысли содержится основной посыл, вопрос и обещание ответа на него, что вызывает желание посмотреть ролик.

Совет. Чтобы ролик был востребованным основная мысль должна содержать конфликт. Это сделает сам ролик, его название и всю тему цепляющими и увлекательными. Кроме того, наличие конфликта будет держать зрителя в напряжении до самой развязки. А после спровоцирует комментарии, что еще больше сделает ролик популярным.

Проработка основных частей

Все сценарии пишутся от общего к частному. Детали прорабатываются отдельно, после создания общей концепции. Как любое классическое произведение, ролик состоит из трех частей:

  1. Завязки или вступления. Здесь происходит знакомство зрителя с основной проблемой и создается интрига. Также озвучивается, что ответ на свой вопрос зритель найдет, посмотрев ролик до конца. Также в этой части можно пообещать зрителю полезные советы, лайфхаки. Анонсировать другие ролики здесь не стоит. В эту часть затем можно добавить интерактивную подсказку с призывом подписаться на канал, однако озвучивать призыв пока не стоит.
  2. Нагнетание обстановки, кульминация и развязка. Это центральная часть ролика. Зрителя автор держит в напряжении, постепенно подводя к кульминации. Развязкой может стать:
  • В развлекательном ролике самая смешная, необычная или скандальная фотография, или видео.
  • В обучающем ролике — демонстрация результата: сделанный табурет, приготовленный суп.
  • В информационном ролике — основные данные: главное свойство косметического препарата или лучшая характеристика гаджета.

Важно! Не стоит раскрывать все секреты вначале, это сделает ролик скучным. Раскрыть основной секрет нужно в начале третьей части ролика. Непосредственно перед развязкой следует кульминация.

Совет. Призыв подписаться на канал можно вставить между кульминацией и развязкой, а также сразу после развязки. В момент нагнетания обстановки эмоции зрителя усиливаются, большая вероятность того, что под их воздействием он нажмет кнопку подсказки с подпиской.

3. Окончание. Здесь восстанавливается порядок вещей. На этом этапе важно дать зрителю понимание, что все хорошо и все счастливы, в том числе и он сам. А также, что впереди еще много интересного. Здесь также можно ненавязчиво озвучить другую проблему, которая станет анонсом будущего ролика, как в свое время делала известная Шехерезада.

Также предварительно прописываются другие основные моменты:

  • Хронометраж. Для ролика длиной в 3 минуты примерный план по времени будет выглядеть так: вступление — 30 секунд, нагнетание 1,5 минуты, кульминация — 15 секунд, развязка – 15 секунд, окончание 30 секунд.
  • Основные персонажи и их внешний вид. Это поможет не забыть про макияж, прическу, стильную одежду и подобрать все согласно требованиям видео. Важно не использовать только черную, белую или красную одежду, а также мелкий, рябящий рисунок.
  • Локация или место съемки, задний фон и реквизит или основные предметы в кадре. Проработка этого момента поможет убрать лишние детали из кадра. Внимание зрителей должно быть сосредоточено только на основном действии. При этом важно соблюдать правило 3-х третей. Весь кадр делится на 9 квадратов, все главные объекты должны находиться в точках пересечения горизонтальных и вертикальных линий, разделяющих квадраты.

Совет. При съемке обучающих роликов все дополнительные инструменты, например, специи для кулинарии или отвертки для поделок, лучше расположить за кадром на отдельном столике. Так их будет удобно брать и перемещать в кадр.

Особенности роликов, которые надо учесть в сценарии

После того, как создана основная канва ролика, сценарий прорабатывается детально. Особое внимание следует уделить монологам и диалогам. При этом они должны чередоваться с музыкой или действиями в кадре. Особенно важно чем-либо перебивать монологи, иначе ролик получится скучным.

Важно подобрать для зрителя интересную информацию, этому нужно посвятить отдельное время. От информативности ролика будет зависеть его качество и желание людей подписаться на канал. Произведения с большим количеством воды никому не интересны.

Приемы профессиональных сценаристов

Динамика сюжета. Любой сюжет должен содержать динамику. Ее можно создать:

  • С помощью музыки.
  • С помощью вставок инфографики.
  • С помощью смены положений тела ведущего или его движений: жестов руками, головой.
  • С помощью смены локаций или кадров. При смене кадров или плана съемке камера должна изменять угол не меньше чем на 30 градусов.

Важно! Динамику стоит продумать заранее при создании сценария:

  • Параллельный монтаж. Интересный режиссерский прием, который позволяет создать динамику, нагнетать обстановку и при этом подводить зрителя к нужной мысли через ассоциации. В этом приеме чередуются два разных видеоряда с ассоциациями.
  • Саспенс. Режиссерский прием, который позволяет нагнетать обстановку и держать зрителя в напряжении и тревожном ожидании. Ружье, которое вот-вот выстрелит, — классический прием саспенса. Он может быть скрытым, когда зритель подозревает об опасности или тревоге, но не знает ее суть, и открытым, когда зритель знает о сути опасности и переживает за героя, который об этом не знает.
  • Голландский угол. Операторский прием съемки, который добавляет драматизма. В кадре как бы заваливается горизонт на 45 градусов. То есть камера стоит не прямо, а наискось. Этот прием хорошо работает для нагнетания обстановки. Пример: съемка с этого угла лица героини по обзору косметики до использования нового препарата.
  • L-прием. При смене кадра и плана съемки основные действия, которые происходят остаются за кадром, но зритель их слышит и понимает, что там происходит. Оригинальный пример: поворот камеры в кулинарном мастер-классе и звук падающих кастрюль за кадром.
  • Юмор. Шутки, оригинальные утверждения, смешные реплики делают ролик более легким и приятным. К такому видео захочется возвращаться не раз.

Секреты, которые упростят работу

Благодаря этим простым приемам создание сценария для ролика станет совсем простым делом:

  1. Одной странице должна соответствовать 1 минута ролика.
  2. Ситуации и диалоги или монологи прописываются отдельно.
  3. В текст монологов или диалогов необходимо включить призывы к действию или посылы
  4. Основную мысль нельзя озвучивать в ролике открыто, зритель должен сам к ней прийти при просмотре.
  5. Примерная скорость диалогов или монологов – 2 слова в секунду.
  6. За первые 5 секунд зритель принимает решение о дальнейшем просмотре видео, соответственно здесь должна быть озвучена основная интрига.
  7. Последние 5 секунд можно отвести для стандартной заставки.
  8. Для создания сценария удобно использовать специальные программы, например, Celtx, Page 2 Stage, Scrivener.

При использовании основных методов создания сценария его легко и быстро написать самостоятельно. А при использовании обычных режиссерских приемов, ролик станет интересным, востребованным и очень быстро наберет популярность.